Задача наращивания несырьевого неэнергетического экспорта России, которая и раньше формулировалась как одна из национальных целей, сегодня приобрела особое значение. Крайне важным является активное вовлечение и участие в этом процессе субъектов Российской Федерации и губернаторского корпуса. Об этом в ходе селекторного совещания с главами регионов по вопросам реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» заявил Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов.

Первый вице-премьер напомнил, что Президент России Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам поставил шесть ключевых задач на среднесрочную перспективу, которые должны быть решены для успешного развития российской экономики. Первой в ряду задач Президент России обозначил освоение новых рынков, выстраивание партнёрских отношений с дружественными странами.

По словам Андрея Белоусова, многие регионы до настоящего момента были незначительно вовлечены в экспортную повестку и сегодня им необходимо активизировать работу по расширению внешнеэкономического взаимодействия с дружественными странами.

Не секрет, что до недавнего времени политика по поддержке несырьевого неэнергетического экспорта выстраивалась в основном по отношению к крупнейшим компаниям и корпорациям, которые составляли каркас экспортного потенциала России. Однако сегодня решить задачу разворота нашего экспортного потенциала на Восток, Юго-Восток и Юг невозможно без вовлечения в этот процесс не только крупных, но и средних компаний и малого бизнеса. Для того чтобы задействовать этот до сих пор ограниченно реализованный потенциал, критически важно проактивное участие в этом процессе субъектов Российской Федерации и губернаторского корпуса.

Андрей БелоусовПервый заместитель Председателя Правительства России 

Первый заместитель Председателя Правительства отметил, что работа уже ведётся. Российский экспортный центр и Министерство экономического развития на федеральном уровне работают над переформатированием и усилением центров поддержки экспорта в регионах, которые нацелены в том числе на работу с небольшими экспортёрами. Но ведущая роль в этом процессе принадлежит исполнительной власти субъектов Федерации.

На совещании представителям субъектов Российской Федерации были обозначены важнейшие аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание, для того чтобы реализовать экспортный потенциал регионов:

 

  • личное вовлечение представителей региональной власти в работу по внешнеторговому треку;
  • создание и развитие региональных брендов для обеспечения узнаваемости и положительного восприятия продукции регионов на целевых рынках (в том числе посредством участия в международных выставках и бизнес-миссиях, а также продвижения положительного и понятного образа регионов, потребительских качеств их продукта и сильных компетенций через специально создаваемый медиаконтент);
  • наращивание компетенций региональных управленческих команд, занимающихся поддержкой экспорта и установлением связей с партнёрами за рубежом;
  • создание аналитических команд для изучения экспортного потенциала местных компаний и просчёта их экспортного пути;
  • поддержка малого бизнеса при выходе на международные электронные площадки (с учётом экспертизы РЭЦ);
  • создание стратегических документов по развитию экспорта в каждом регионе;
  • активное продвижение федеральных мер поддержки среди экспортеров.

 

Санкционное давление заставило нас оперативно менять планы развития экспорта. Разработан аналитический инструмент “Тепловая карта мирового импорта”, который помогает точечно выявлять перспективные рыночные ниши в странах Азии, Африки и Латинской Америки по отдельным товарным группам и подбирать непосредственных производителей. К концу 2022 года мы провели анализ 40 основных групп экспортных товаров и определили перечень из около 100 предприятий – потенциальных поставщиков с различной степенью экспортной зрелости. Оценка проводилась в отношении 90 дружественных государств. Для эффективного продвижения предприятий на их рынки нам необходим чёткий механизм, который в первую очередь будет нацелен на малых и средних экспортёров. Приветствуем предложение о разработке механизма акселерации продвижения экспортёров из числа МСП на новые рынки. Некоторые наработки у нас уже есть.

Александр АвдеевГубернатор Владимирской области 

Также о своём опыте внедрения мер регионального экспортного стандарта 2.0 и собственных инструментов в ходе совещания рассказал премьер-министр правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров.

О своем опыте внедрения мер Регионального экспортного стандарта 2.0 и собственных инструментов в ходе совещания рассказал премьер-министр правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров.

 

Есть направления, в рамках которых применение инструментов регионального экспортного стандарта продемонстрировало высокую эффективность. Так, например, по направлению “Обеспечение присутствия на зарубежных рынках” мы формируем сеть представителей Башкортостана за рубежом. Свою деятельность они осуществляют в составе торгпредств России. Работают в Белоруссии, Турции, Казахстане, Узбекистане и Китае. В ближайшее время будут охвачены Иран и Объединённые Арабские Эмираты. Главная их задача – увеличение экспорта и привлечение прямых иностранных инвестиций. В результате деятельности представителей у нас реализуются совместные с иностранными инвесторами проекты почти на 9,5 млрд руб.

Андрей НазаровПремьер-министр правительства Республики Башкортостан 

В ходе совещания первый вице-премьер сообщил, что на федеральном уровне планируется измерять качество внедрения субъектами Российской Федерации регионального экспортного стандарта и успешность реализации экспортного потенциала региона. По аналогии с анализом работы регионов с региональным инвестиционным стандартом к этой работе будут подключены деловые объединения и Агентство стратегических инициатив.

***

АО «Российский экспортный центр» (Группа РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ) — государственный институт поддержки несырьевого экспорта, который оказывает компаниям всех отраслей финансовую и нефинансовую помощь на всех этапах выхода на внешние рынки, в том числе в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В Группу РЭЦ входят Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), РОСЭКСИМБАНК и АНО «Школа экспорта».

Назад

Обсудим
ваш проект?

г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР 12 «а»,оф. 1

Получить консультацию